







(863)2640264
Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Маркетинг и коммуникации в бизнесе» (руководит кафедрой с момента ее образования в 2000 г.). Руководитель бакалавриата и магистратуры по профилю «Маркетинг» (направление «Менеджмент»). По совместительству – главный научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ. Является видным ученым-экономистом, талантливым организатором научной и учебной работы в высшей школе. Стаж научно-педагогической деятельности около 40 лет.
Широкой научной и вузовской общественности России профессор Кетова Н.П. известна как автор фундаментальных работ по маркетингу, региональной экономике, макроэкономике, предпринимательству. За последние 15 лет в ее трудах были разработаны и получили дальнейшее обоснование механизм, условия и технологии маркетинга взаимодействия, этномаркетинга, маркетинга в АПК, малобюджетного маркетинга. Опубликован ряд работ по посткризисному развитию российских регионов, сформулирована концепция регионализации АПК, факторы и инструменты обеспечения поддержки предпринимательства, регулирования региональных рынков. Под ее руководством создана и успешно развивается научная школа по региональному маркетингу, инновационным технологиям маркетинга.
Профессор Кетова Н.П. является автором более 180 научных работ общим объемом 160 условных печатных листов, среди которых 28 индивидуальных и коллективных монографий, 16 учебников и учебных пособий, статьи в отечественной и зарубежной печати, в т.ч. в журналах рекомендованных ВАК. Является автором первого в России учебного пособия «Региональный маркетинг», изданного в издательстве «Экономика», соавтором учебников по маркетингу, региональной экономике, макроэкономике, экономической теории. За последние 10 дет опубликованы монографии по важнейшим направлениям социально-экономического развития страны, среди которых «Маркетинг взаимодействия: теоретические аспекты, практика реализации российскими корпорациями», «Современный агромаркетинг: концепция, стратегии, факторы формирования, особенности реализации в мясомолочном подкомплексе АПК», «Механизм посткризисного развития экономики регионов России», «Финансово-экономический механизм поддержки предпринимательства в аграрной сфере региона», «АПК России: факторы, особенности и механизмы регионализации», «Рынок труда и его институциональная организация», «Мониторинг социально-экономического развития региона», «Экономический рост: сущность и факторы», «Организационно-экономические условия развития и перспективы банковского предпринимательства в современной России», «Маркетинг: стратегия рыночного поведения производителя», «Концепция маркетинга: холистический взгляд», «Стратегия рыночного поведения предприятий сферы потребительских услуг: адаптация к принципам социально ориентированного маркетинга» и др. Монографии, аналитические исследования, сборники научных статей, выполненные под научным руководством профессора Кетовой Н.П. имеют как теоретическое, так и практическое значение. Они нашли широкое применение в сфере маркетинга, региональной экономики, управления, экономики природопользования.
Профессор Кетова Н.П. имеет долголетний профессиональный опыт организации научных исследований и их ведения в научных коллективах. В качестве заведующей кафедрой теории рынка ЮФУ (с 2012 г. – кафедра «Маркетинг и коммуникации в бизнесе»), и одновременно – главного научного сотрудника Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ – руководитель ряда проектов исследовательского и консалтингового характера, выполняемых творческим коллективом под ее руководством. До работы в Южном федеральном университете она возглавляла молодежный творческий коллектив в Институте экономических исследований ДВНЦ (ДВО) АН СССР (г. Хабаровск), была зав. отделом НИИ сельского хозяйства ДВО ВАСХНИЛ, руководителем ряда исследовательских проектов в Хабаровском техническом университете. Участвовала, в годы обучения в докторантуре, в выполнении проектов в Санкт-Петербургском государственном университете.
Профессор Кетова Н.П. активно участвует в подготовке и аттестации научно-педагогических кадров. Член трех докторских советов по экономическим наукам, в т.ч. зам. председателя совета по защите докторских диссертаций (Адыгейский госуниверситет) и зам. председателя по защите докторских диссертаций (ЮФУ). Руководит обширной аспирантурой, под ее научным руководством подготовили и защитили диссертации 16 докторов и 87 кандидатов наук, в т.ч. из зарубежных стран (Египет, Ангола).
Кетова Н.П. вносит весомый вклад в развитие научных связей с зарубежными вузами для проведения сравнительных социально-экономических исследований, она неоднократно выступала с докладами на международных научных конференциях и семинарах: Китай (1994, 1995), Греция (1997, 1998), Словакия (1999, 2010), Литва (2002), Болгария (2002), Украина (2001, 2002, 2012), Франция (2005, 2006, 2008, 2010), Чехия (2012), Россия (1980-2012).
Является действительным членом Российской академии гуманитарных наук (с 1997 г.), активно работает в Южной секции содействия развитию экономической науки отделения общественных наук РАН.
Профессор Кетова Н.П. как руководитель педагогического коллектива созданной ею кафедры умело организует и направляет работу по совершенствованию учебного процесса, реализации инновационных образовательных технологий, развитию научных исследований преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов в целях подготовки высококвалифицированных кадров экономистов-маркетологов, соответствующих европейским стандартам образования.
Известный ученый, компетентный и требовательный руководитель, доброжелательный, отзывчивый человек – профессор Кетова Наталья Петровна пользуется заслуженным авторитетом в научной и вузовской среде России, у практических работников в сфере бизнеса и управления.
Кетова Наталья Петровна - Основатель школы «Инновационные технологии современного маркетинга» – Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Кетова Наталья Петровна – заведующая кафедрой «Маркетинг и коммуникации в бизнесе» экономического факультета, руководитель отделения «Маркетинг» Южного федерального университета, главный научный сотрудник Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ.
Н.П. Кетова – ученый с международным признанием, специалист в области маркетинга, регионального и стратегического маркетинга, маркетинга инноваций, экономической теории, региональной экономики. Она является автором более 200 научных работ, в том числе около 40 монографий, 20 учебников и учебных пособий. За рубежом издано 7 научных работ. Является заместителем председателя двух и членом 3-х докторских диссертационных советов по экономическим наукам. Внесла выдающийся вклад в развитие системы подготовки и аттестации научных кадров для Юга России, координацию научных исследований.
Профессор Кетова Н.П. награждена медалью, грамотой Министерства образования РФ. Она является действительным членом Российской Академии гуманитарных наук, активно работает в Южной секции содействия развитию экономической науки отделения общественных наук РАН. Член редакционного совета журнала «Теоретическая экономика», член редакционного совета журнала «Экономический вестник ЮФУ» и Научного вестника Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем ЮФУ «Стратегии и проблемы региональной экономики». Руководитель редакционной коллегии Сборника научных трудов преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов ЮФУ «Современные проблемы рыночной экономики».
Под руководством Н.П. Кетовой в ЮФУ получили развитие новые научные направления исследований в сфере маркетинга, осуществлена модернизация методов научных исследований на базе современных технологий на кафедре теории рынка и в Лаборатории регионального прогнозирования Северо-Кавказского НИИ экономических и социальных проблем и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Разработаны и развиты концептуальные основы теории регионального маркетинга, концепция социально-ориентированного маркетинга, адаптированная к сфере услуг, агромаркетинга, выполнен комплекс разработок в области регулирования поведения рыночных субъектов на региональных и локальных рынках, создана база маркетинговой информации по 150 хозяйствующим субъектам Юга России, развиты методы маркетинговых исследований – сегментации рынков, планирования, маркетингового управления.
При её научно-консультативном участии подготовлены и защищены 13 докторских диссертаций: Альтудовым Ю.К., Бакиновой Т.И., Галазовой С.С., Ионовым А.Ч., Калтыриным А.В., Кардановой Л.И., Красовской И.П, Мидлер Е.А., Овчаренко Г.В., Радиной О.И., Сапрыкиной Н.В. Тамбиевым А.Х., Филоничем В.В., Хуажевой А.Ш., - и около 90 кандидатских диссертаций, в том числе гражданами зарубежных стран (Египет, Ангола), которые были успешно защищены в различных диссоветах и утверждены ВАК РФ.
В рамках научной школы успешно ведут подготовку докторов и кандидатов экономических наук ученики, входящие в состав школы профессора Кетовой Н.П. – Овчаренко Г.В., Галазова С.С., Калтырин А.В., Тамбиев А.Х., Бакинова Т.И., Карданова Л.И., Красовская И.П., Сапрыкина Н.В., Ионов А.Ч., Филонич В.В., Хуажева А.Ш.
Начало школы было положено в 1996 году, в связи с выполнением ряда исследовательских проектов по региональному и стратегическому маркетингу докторантами и аспирантами под руководством проф. Кетовой Н.П. В 2000 г. в университете создана кафедра теории рынка, которую возглавила Кетова Н.П., в 2012 г. она переименована в кафедру «Маркетинг и коммуникации в бизнесе». В 2004 г. она стала руководителем открытого в рамках кафедры отделения «Маркетинг», и одновременно – направления «Маркетинг» в Институте экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ. Учитывая то, что российская школа маркетинга формируется, Научная школа входит в число признанных школ маркетинга России и зарубежья. Её заслуги отмечены руководителями научных направлений: проф. Третьяк О.А. (Государственный университет Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) г.Москва); проф. Катькало В.С., Кущ С.П. (Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета [ВШМ СПбГУ], г. Санкт-Петербург); проф. Азоевым Г.Л. и Челенковым А.П. (Институт маркетинга Государственного университета управления, г. Москва); проф. Багиевым Г.Л. (Санкт-Петербургский университет экономики и финансов [СПбУЭиФ], г. Санкт-Петербург); проф. Костоглодов Д.Д. (Ростовский государственный экономический университет [РИНХ], г.Ростов-на-Дону), а также специалистами зарубежных университетов: G.D. Pinkus (Гарвардский университет); F.Ranverse(Университет Париж-10, Франция); J.Sapir (Центр социально-экономических исследований [DE-EHESS/SEMI], Париж, Франция); I.Iliew(Софийский технологический университет, Болгария); V.Gonda (Экономическая академия г. Братиславы, Словакия); В.Г. Ткаченко (Державный аграрный университет, Украина) и др.
В настоящее время проф. Кетова Н.П. руководит научными исследованиями по различным направлениям современного маркетинга, выполняемым преподавателями кафедры, докторантами, аспирантами, магистрантами, студентами. За 1997-2008 гг. было защищено по диверсифицированной проблематике в сфере маркетинга и рыночных отношений под научным руководством проф. Кетовой Н.П. 11 докторских диссертаций: Овчаренко Г.В., Калтырин А.В., Тамбиев А.Х., Бакинова Т.И., Карданова Л.И., Сапрыкина Н.В., Ионов А.Ч., Филонич В.В., Радина О.И. и 33 кандидатских диссертации.
В состав школы входят также более 120 студентов отделения «Маркетинг» ЮФУ, 15 магистрантов по направлению «Экономика» ЮФУ.
Многообразие и высокая степень значимости теоретико-методологических разработок проблем маркетинга, при их высокой прикладной востребованности, отражены в тематике диссертационных исследований учеников и последователей проф. Кетовой Н.П., представленных в приложении.
Основные научные направления школы:
1. Инновационные стратегии, технологии и инструментарий современного маркетинга. Коды ГРНТИ: 06.75.13
2. Методология современного аграрного маркетинга. Коды ГРНТИ: 06.71.07
3. Региональный маркетинг как инструмент рыночного управления территориальным развитием. Коды ГРНТИ: 06.61.23
4. Стратегический корпоративный маркетинг: теоретические аспекты, практика реализации. Коды ГРНТИ: 06.75.13
5. Маркетинговые основы управления персоналом. Коды ГРНТИ: 06.75.65
6. Теории региональных рынков (социальных, банковских, туристических услуг, земли, недвижимости, жилья, потребительских товаров, продовольствия, информации и др.). Коды ГРНТИ: 06.61.33
7. Концептуальное обоснование социально-ориентированного маркетинга. Коды ГРНТИ: 06.75.13
8. Стратегии и модели международного маркетинга. Коды ГРНТИ: 06.51.41
Основные научные результаты
Фундаментальные:
1. Развита концепция социально-ориентированного маркетинга (получила отражение в ряде публикаций: в списке монографий – позиция 18, в списке реферируемых журналов – позиция 25)
2. Разработаны концептуальные основы и методология регионального маркетинга (получила отражение в следующих публикациях: в списке монографий – позиции 5, 6, 12, 17, в списке реферируемых журналов – позиции 1, 4, 16, 18, 20, 21; учебниках – 5)
3. Адаптирована к условиям деятельности хозяйствующих субъектов Юга России концепция агромаркетинга (это получило отражение в следующих публикациях: в списке монографий – позиции 7, 13, 18, 25, в списке реферируемых журналов – позиции 4, 5, 10, 11, 12, 13).
Прикладные:
Программно-проектные и прогнозные разработки
1.
Кетова Н.П., Овчинников В.Н., Солдатова И.Ю. Регулирования функционирования региональных оптовых рынков продовольствии я Юга России и Греции (Международная программа TASIS-EDRUS – 9402. – Ростов-на-Дону (России) – Афины, Пирей (Греция) 1998 г. Изд-во РГУ, 1998.
2.
Рыночная стратегия перехода Республики Карачаево-Черкесия к устойчивому социально-экономическому развитию и формирование механизмов его обеспечения. – Минеральные воды, 1998. – 15,3 п.л. (Авторский коллектив: Тамбиев А.Х., Овчинников В.Н., Кетова Н.П., Колесников Ю.С.)
3.
Рыночная концепция инвестиционной политики Республики Адыгея. Минэкономики. – Майкоп. 1998. – 8.7 п.л. (Авторский коллектив: Овчинников В.Н., Кетова Н.П., Колесников Ю.С.)
4.
Ростов-на-Дону в 21 веке: концепции, программы, прогнозы. – Ростов-на-Дону. – 12 п.л. (Авторский коллектив: Чернышов М.А., Колесников Ю.С. Овчинников В.Н., Кетова Н.П., Колесников Ю.С.)
5.
Стратегический план социально-экономического развития г. Ростова-на-Дону. Изд-во: Инфо-Сервис, 2004. – 16,2 п.л. (Авторский коллектив: Овчинников В.Н. и Колесников Ю.С., Кетова Н.П. и др.)
6.
Исследование, оценка и прогноз экономической конъюнктуры на отраслевых товарных рынках региона (Проект по заказу Фонда ОМВР «Меркурий». – Ростов-на-Дону. РГУ:СКНИИЭиСП. Руководитель проекта Кетова Н.П., научный консультант Овчинников В.Н.)
7.
Разработка методических рекомендаций по оценке объемов межрегиональной торговли предприятий малого бизнеса. Проект Администрации Ростовской области. 2006. – 10,0 п.л. (Руководитель Кетова Н.П., научный консультант Овчинников В.Н.)
8.
Совершенствование методики расчета объемов ввоза-вывоза товарной продукции малого бизнеса Ростовской области. 2007. – 12,0 п.л. (Проект Администрации Ростовской области. Руководитель Кетова Н.П., научный консультант Овчинников В.Н.)
9.
Методика разработки механизма совершенствования системы самоуправления посредством развития местного хозяйства в шахтерских городах Юга России. 2008. – 0,9 п.л. (Руководитель – проф. Кетова Н.П., исполнитель – Стефанова И.В.).
Уровень признания результатов
Профессор Кетова Н.П. – Заслуженный деятель науки РФ, действительный член Российской Академии гуманитарных наук, номинирована комиссией, формирующей биографический справочник «Женщины Дона» (2006). Награждена медалью, грамотой Министерства образования РФ. Является членом редакционного совета трех научных журналов.
Монографии
Учебники и учебные пособия
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК