







E-mail: isep@sfedu.ru
Социологическое направление в деятельности СКНИИЭ и СП ЮФУ
СКНИИЭ и СП берет начало с социологической лаборатории Ростовского университета – старейшего социологического подразделения на Юге России (1964г.) В дальнейшем, по мере расширения масштабов и углубления тематики исследований, развития кадрового состава изменялся статус: из кафедрального подразделения лаборатория стала общеуниверситетской (официальное название – лаборатория социологических проблем труда и образования – 1981 г.). В 1985г., когда Постановлением Правительства был образован СКНИИ Э и СП, лаборатория вошла в его состав.
Основными направлениями являются исследования различных аспектов социально-экономического, социального и инновационного развития региона, отслеживание проблем образования и рынка труда. Особое внимание уделяется мониторингу социального самочувствия населения, электоральным исследованиям, выполняемым по заказам территориальных органов власти, политических партий и объединений.
Руководителем социологического направления СКНИИ Э и СП является
д.э.н., проф. Колесников Ю.С. (в 1985-2010 гг. зам. директора СКНИИ Э и СП по науке, в н.в. - г.н.с. института и, параллельно - зав. кафедрой прикладной социологии факультета социологии и политологии ЮФУ). Ведущие сотрудники: с.н.с. Бойко Л.И. (общественное мнение, социология образования, электоральная социология, рынок труда), н.с. Гайдукова Е.П. (маркетинговые исследования, общественное мнение) – супервайзер полевых этапов исследований, с.н.с., к.э.н.
Кижикина В.В. (рынок труда), н.с., к.с.н. Крупеникова Л.Ш. (общественное мнение, социология образования), м.н.с., к.с.н. Колесникова Е.Ю. (социология образования), с.н.с. Королева Н.П. (рынок труда), ученый секретарь СКНИИ Э и СП, к.г.н. Черкашина О.А. (маркетинговые исследования), с.н.с., к.э. н. Латушко Н.А. (проблемы социального и местного самоуправления).
Традиционным для СКНИИ Э и СП является сотрудничество с ведущими центрами страны. Среди них Институт Социологии РАН, ВЦИОМ, Служба изучения общественного мнения «Vox populi», Институт проблем народонаселения РАН, Центр политических технологий, Маркетинговый Информационный Центр (TNS Marketing Information Center (МИЦ)), Служба «Мнение», Маграм (MAGRAM Market Research), РОМИР, КОМКОН, Национальный Фонд подготовки финансовых и управленческих кадров, Центр международных управленческих программ «Практик», МГУ, в т.ч. в рамках совместной программы с Госдепартаментом США.
В настоящее время устойчивыми партнерскими отношениями СКНИИ Э и СП связан с:
В настоящее время социологическая составляющая в деятельности Института представлена следующими направлениями:
1.1. Социальное и профессиональное самоопределение молодежи, проблемы выбора профессии
1.2. Неравенство в доступе к образованию, формирование студенческих контингентов
1.3. Студент в учебном процессе: уровни активности, предпочтения, отношение к будущей профессии, взаимодействие с профессорско-преподавательским составом, социальные и профессиональные компетенции, сочетание учебы и трудовой деятельности и др.
1.4. Формы и уровни гражданской и политической активности, правовое и историческое сознание
1.5. Ценностные ориентации и нравственные установки
1.6. Этническая и религиозная толерантность
1.7. Траектории выхода выпускников на рынок труда
1.8. Взаимодействие рынка образовательных услуг
1.9. Проблемы профессорско-преподавательского состава
2.1. Намерение участвовать в выборах различных групп населения
2.2. Степень доверия к кандидатам, «портрет» желаемого кандидата
2.3. Динамика электоральных установок и позиций
2.4. Типология избирателей
2.5. Рейтинговый блок
2.6. Восприятие различных методов агитации
2.7. Прогноз исхода выборов
3.1. Общественное мнение об экономической и социальной ситуации
3.2. Оценка собственного материального положения
3.3. Общественное мнение о деятельности органов власти и руководства предприятия
3.4. Элементы социальной и производственной ситуации в восприятии населения и работников
3.5. Возможности участия в акциях протеста и поводы для выступлений
4. Социологические аспекты маркетинговых исследований и изучение поведения
4.1. Определение целевого рынка, стратегии охвата нового рынка
4.2. Сегментирование рынка товаров и услуг
4.3. Стратегии «захвата рынка» и «проникновение на рынок»
4.4. Оценка политики продвижения: рекламы, пропаганды, личных продаж и стимулирования сбыта
4.5. Исследовательские дизайны: поисковые, описательные, причинные
4.6. Прогноз развития рынка
Используются как количественные (опросы разных видов, включая холл-тесты), так и качественные методы (фокус-группы различных модификаций, глубинные интервью).
Для проводимых социологических исследований характерны
В исследованиях участвуют штатные и привлеченные (прошедшие подготовку и имеющие серьезный опыт) сотрудники, лучшие студенты факультета социологии и политологии ЮФУ. В работе одновременно могут принимать участие до 25 интервьюеров и процедурников.